Человек, опередивший свое время. Дня на два. (с) ВВ
наткнулся на HR-портале на еще одну странную статью - какие-то биологи из МГУ предположили, что религиозность у человека может быть вызвана работой бактерий
То есть если кратко, то некая бактерия кинула что-то в мозг, после чего человек стал верить в разное. Что характерно, как научная гипотеза, звучит... ну, скажем так, по-научному. Вроде как просто высказали вслух версию, доказательств нет, но, возможно, если темой всерьез заняться, то это можно найти.
На мой взгляд, эта гипотеза ярко показывает, что творится с нашей наукой. Когда какой-то ученый занимается какой-то темой, то - меня так приучали - он должен пояснить практическую значимость этой темы. Ну вот если кто-то говорит гипотезу, что белые люди больше склонны к раку кожи, то это знание мало того, что можно как-то доказать, так еще и можно как-то использовать, к примеру, для организации профилактических мер, изучения вредных факторов, которые к этому раку приводят и их нейтрализация. Я понимаю, что по Аристотелю знание бесполезное суть знание самое крутое, но по Аристотелю и у мухи восемь лапок. Современная нам наука исходит из постулата прагматизма, полезности науки человечеству. Мы ржем над мабританскими учеными, которые доказывают нам разные странные вещи. Мы хихикаем над достижениями, получившими Шнобелевку. И тут, оказывается, мабританские ученые-шнобелевцы сидят на биофаке МГУ? Упс. У нас столько ученых, что им уже нечем заниматься, кроме как религиозность бактериями объяснять?
Ну, и еще один момент - общая идея. Очень, я бы сказал, опасная идея - объяснять психологические явления внешними воздействиями. Сегодня религиозность вызывается бактериями - просто как смешная теория. Завтра кто-то начинает объяснять патриотизм прионами, гениальность - вирусами, послезавтра мы докатываемся до какого-нибудь преимущества белых над азиатами в силу наличия у них особой бактерии в организме. Психология человека - вещь куда более сложная, чем просто набор химических реакций в мозгу.
В одном из эпизодов "Доктора Хауса" оказывается, что преступник убил четырех человек из-за опухоли, стимулировавшей выброс адреналина. И Хаус против пересмотра дела: "ты плюнешь в лицо сотням людей, которые сумели себя сдержать, обуздать", говорит он. Человек в силах бороться с химией организма. И поэтому, если мы признаем работу бактерий как причину поведения, то мы признаем, что человек - это не высшее существо, наделенное высшей нервной деятельностью, а примитивный организм, управляемый микромиром. Пчелы, управляемые вольбахией. Вы верите, что ваш мозг так же примитивен, как мозг пчелы?
Ну, и по фактической стороне дела - ритуалы, как правило, наоборот, сдерживают работу бактерий. Причащение - это вино. Окуривание ладаном и смирной омовение - все это антибактериальные меры. Много ли бактерий выживают в слабом растворе спирта? Омовение в Ганге это скорее смывание с себя бактерий, чем напитывание себя новыми бактериями. Что характерно, в иудаизме источник бактерий - обрезание, а в исламе, где обрезание тоже практикуется, назван хадж. При этом не учитывается, что практически все религии наоборот, создают тайные места, куда посторонним вход строго воспрещен - алтарь у христиан, священные рощи друидов и т.п.
То есть если кратко, то некая бактерия кинула что-то в мозг, после чего человек стал верить в разное. Что характерно, как научная гипотеза, звучит... ну, скажем так, по-научному. Вроде как просто высказали вслух версию, доказательств нет, но, возможно, если темой всерьез заняться, то это можно найти.
На мой взгляд, эта гипотеза ярко показывает, что творится с нашей наукой. Когда какой-то ученый занимается какой-то темой, то - меня так приучали - он должен пояснить практическую значимость этой темы. Ну вот если кто-то говорит гипотезу, что белые люди больше склонны к раку кожи, то это знание мало того, что можно как-то доказать, так еще и можно как-то использовать, к примеру, для организации профилактических мер, изучения вредных факторов, которые к этому раку приводят и их нейтрализация. Я понимаю, что по Аристотелю знание бесполезное суть знание самое крутое, но по Аристотелю и у мухи восемь лапок. Современная нам наука исходит из постулата прагматизма, полезности науки человечеству. Мы ржем над мабританскими учеными, которые доказывают нам разные странные вещи. Мы хихикаем над достижениями, получившими Шнобелевку. И тут, оказывается, мабританские ученые-шнобелевцы сидят на биофаке МГУ? Упс. У нас столько ученых, что им уже нечем заниматься, кроме как религиозность бактериями объяснять?
Ну, и еще один момент - общая идея. Очень, я бы сказал, опасная идея - объяснять психологические явления внешними воздействиями. Сегодня религиозность вызывается бактериями - просто как смешная теория. Завтра кто-то начинает объяснять патриотизм прионами, гениальность - вирусами, послезавтра мы докатываемся до какого-нибудь преимущества белых над азиатами в силу наличия у них особой бактерии в организме. Психология человека - вещь куда более сложная, чем просто набор химических реакций в мозгу.
В одном из эпизодов "Доктора Хауса" оказывается, что преступник убил четырех человек из-за опухоли, стимулировавшей выброс адреналина. И Хаус против пересмотра дела: "ты плюнешь в лицо сотням людей, которые сумели себя сдержать, обуздать", говорит он. Человек в силах бороться с химией организма. И поэтому, если мы признаем работу бактерий как причину поведения, то мы признаем, что человек - это не высшее существо, наделенное высшей нервной деятельностью, а примитивный организм, управляемый микромиром. Пчелы, управляемые вольбахией. Вы верите, что ваш мозг так же примитивен, как мозг пчелы?
Ну, и по фактической стороне дела - ритуалы, как правило, наоборот, сдерживают работу бактерий. Причащение - это вино. Окуривание ладаном и смирной омовение - все это антибактериальные меры. Много ли бактерий выживают в слабом растворе спирта? Омовение в Ганге это скорее смывание с себя бактерий, чем напитывание себя новыми бактериями. Что характерно, в иудаизме источник бактерий - обрезание, а в исламе, где обрезание тоже практикуется, назван хадж. При этом не учитывается, что практически все религии наоборот, создают тайные места, куда посторонним вход строго воспрещен - алтарь у христиан, священные рощи друидов и т.п.
Мне думается, товарищи просто загнались и с трудом представляют, как люди приходят в религию) Проверить-то никто не мешает, но тут реально больше социальных и психологических факторов, чем биохимических. Вот высказались бы авторы, что влияние бактерий может повысить внушаемость, галлюцинации или фанатизм - вот это было бы реально что-то такое научное и обоснованное. И я бы поддержал пункт про исследования. Но формирование пакета новых эйдосов под влиянием бактерий... даже на уровне гипотезы кажется чем-то крайне маловероятным)
К тому же, как я уже писал, фактические ошибки по передаче и распространению) Мне так помнится, причастие винцом, тем более кагором со слегка повышенным градусом алкоголя, откровенно не способствует развитию бактерий - скорее уж наоборот) равно как и ритуальные омовения) Так что гипотеза допустима, но факты и логика скорее против нее.
В наше время реально религиозных людей в тысячи раз меньше. Значит ли это, что искомая бактерия вымирает?
Как бы санитария и гигиена значительно продвинулись с тех пор
Мне так помнится, причастие винцом, тем более кагором со слегка повышенным градусом алкоголя, откровенно не способствует развитию бактерий - скорее уж наоборот) равно как и ритуальные омовения)
Кроме причастия, которое в лучшем случае слегка продезинфицирует ЖКТ, есть уйма других ритуалов, в которые люди тесно вовлечены.
И проваливается теория со всевозможными разбойниками и бандитами, которые жили в весьма антисанитарных условиях, но религиозности не прибавлялось у них) Не те бактерии подхватывали?
Еще встает вопрос с делением религий. Всякое там отделение христианства от иудаизма, лютеранства от католиков, появление всевозможных сект, переход людей из православия в ислам. Не вписывается в теорию бактерий. Разве что предположить на каждую бактерию свою религию?
Я тоже думал об этом. Существуют же территориально-специфические инфекции.
Но тогда как объяснить, что в ходе гражданской войны религиозность резко уменьшилась, хотя другие болезни процветали?
А тут сыграл тот самый небиологический фактор. Церковь просто всех достала по самую печень.
О, может, это проигранная война бактерий религиозности с бактериями атеизма?
На самом деле, даже этого нельзя исключать. Мы слишком много о себе думаем, хотя по сути живём в симбиозе с приличным количеством различных микроорганизмов.
Церковь просто всех достала по самую печень. Нетушки) перед нами не просто социально-психологический фактор, перед нами наведенная на мозг религиозность) то есть церковь может достать как организация, и человек борется с другим человеком, но человек не в силах отказаться от религиозности в мозгу. Под ситуацию "церковь достала" попадает, скажем, Мартин Лютер, или Кальвин, но не комиссары) Следовательно: или атеизм - религия, и тогда мозг человека переключился с одной религии на другую, или религия - чисто психологический фактор, который человек может сознательно исключить)
Если человеку психологически комфортно жить в мире с выдуманным "старшим братом", на одной сознательности, без тех или иных сильных потрясений из этого состояния не выйти. Это я не трогаю более глубоких, тоже в основном биологически обусловленных материй. А в период гражданской войны один (порядком иссякший) источник пассионарности заменился другим, свежим. В общем, сложная это тема. Я недостаточно подкован в современной эволюционной нейрофизиологии, хотя стараюсь по мере времени восполнять пробелы.
или что еще вы не знали о Матросове. Так что перекидывание вчерашних верующих в сегодняшних красных комиссаров работает или против гипотезы, или вынуждает нас признать атеизм религией)Под вот это академическое определение:
"Система верований и практических действий, объединяющих людей в единую социальную, культурную и духовную общность" атеизм никак не подходит. Верование в нём отсутствует как категория. Только проверяемое знание.
Тут ведь ещё большой вопрос, как понимать высшие силы - как некие реально существующие "где-то там" субъекты Вселенной, или как производные проекции человеческого разума. Ведь согласись, независимо от того, есть боги или нет, если достаточно большая группа людей активно действует и ведёт себя так, как если бы они были, по сути это равносильно их действительному существованию. Религиозные воздействия на цивилизацию хомо совершенно сравнимы со стихийными.
Хм) изначально, коллега, Вы стояли на третьей позиции - высшие силы как привнесенная в человеческую психику извне химическая деятельность бактерий) ни к разуму, ни к реальным объектам отношения не имеет) Плод болезни, практически галлюцинация, имеющая значимое воздействие на человеческую цивилизацию)
О. Вот оно - если объявить столь парадоксальную гипотезу, то веруны могут согласиться на версию высших сил как производной разума, и их можно затащить в сферу рациональности)
Никто не совершенен
высшие силы как привнесенная в человеческую психику извне химическая деятельность бактерий) ни к разуму, ни к реальным объектам отношения не имеет)
Ну так человеческий разум, как, в общем-то, продукт электробиохимических взаимодействий, несвободен от внешних факторов. Даже при таком рядовом событии как грипп с повышенной температурой, восприятие окружающего мира уже порядком искажается. Биохимия-то плывёт. А что говорить об органических нарушениях, когда человек реально (реально - для себя, ведь кроме мозга нам воспринимать просто нечем) видит зелёных человечков или ангелов, слышит божественные голоса, повеления убить кого-то и прочие откровения?
Вот оно - если объявить столь парадоксальную гипотезу, то веруны могут согласиться на версию высших сил как производной разума, и их можно затащить в сферу рациональности
На мой взгляд, это можно проследить хотя бы в историческом культурном разрезе. Не знаю насчёт такой для нас экзотики, как всякие восточные и африканские культы, а то же христианство во всех его проявлениях с ходом времени порядочно гуманизировалось. Хотя постулаты вроде бы и не менялись, только их трактовка
то же христианство во всех его проявлениях с ходом времени порядочно гуманизировалось иллюминаты, гуситы и гугеноты счас резко возмутились) Вместе с невинно казненными салемскими тетками) (да-да, я хорошо понял мысль, просто подтруниваю) А вообще богословие как наука появилась именно в авраамических религиях, то есть уже в появлением иудаизма начались попытки здраво и логически объяснить религиозные догматы. Как я пояснял когда-то моему йуному падавану, христианские догматы абсолютно логичны, просто они строятся на непривычных современному атеисту предпосылках.
Причём непаханая
христианские догматы абсолютно логичны, просто они строятся на непривычных современному атеисту предпосылках.
Просто когда эти догматы появились и сформировались, народонаселение было куда темнее нынешнего (хотя и нынешнее, гм...), и объяснять им про "снег башка попадёт" приходилось буквально на пальцах, ибо в абстрактное мышление умели немногие. Не дураки были, разумеется, просто мыслили очень по-другому.