Наблюдая за дитем, провел очень интересное наблюдение.
Когда я его как-то наказываю, он не соотносит обычно наказание и проступок. Наказание для него несправедливо, он воспринимает его в первую очередь как агрессию по отношению к нему. Приходится раз за разом объяснять, что именно он сделал не так. Так, например, когда я уложил его не почитав перед сном книжку, он воспринял это как личную обиду. Тот факт, что книжку я не почитал, потому что "время книжки прошло" (он собирал игрушки больше часа, постоянно отвлекаясь и играя), он не осознавал. Даже когда я объяснил ему в чем дело, он продолжал винить меня, а не себя.
Само понятие справедливости - вещь довольно субъективная. Мы связываем справедливость с нашей оценкой вложенного труда и полученной отдачи. Если человек делает хорошее, а взамен не получает ничего, или получает, но заведомо мало - мы оцениваем ситуацию как несправедливость. Если человек делает плохо и не несет за это никакого наказания, даже угрызения совести его не мучают, перед нами вновь несправедливость. Справедливость - это когда за хорошее получают равное хорошее, а за плохое - равное плохое. Избыточную реакцию (за хорошее слишком хорошее, а за плохое - слишком плохое) мы не считаем несправедливостью, по крайней мере обычно. Недостаточную считаем несправедливостью точно.
При этом человек редко стремится смотреть на объективную сторону поступка. Зачем стремиться увидеть объективную сторону, если достаточно субъективной? Я хороший, стремился сделать как лучше, но получаю за это что-то плохое - значит, свершилась несправедливость. Мы часто даже путаем хорошее и плохое. Мой сын, например, орет как резаный, когда я смазываю ему ранку зеленкой. Я стремлюсь сделать для него хорошее, а он воспринимает это как мое стремление причинить боль и вырывается. Человек вообще склонен считать себя заранее хорошим, избегая когнитивного диссонанса. А значит, все, что он недальновидно считает плохим, он будет воспринимать как несправедливое. И переубедить его, объяснить справедливость мира, увы, почти невозможно.
А ведь достаточно посмотреть чуть дальше своего носа и понять, что хороший человек может совершать плохие поступки, и мир сразу станет абсолютно справедливым.
В эпизоде с игрушками надо было именно следить, чтобы он вовремя лег спать с учетом времени книжки.
До этого момента работает только сенсорика по типу утюг горячий, ребенок дотрагивается и вопит от боли.
Не пользуйся, кста, зеленкой - лучше перекись водорода или антисептик-спрей.
В любом случае придет время, мозг разовьется и будет сам замазывать )))
Сейчас же ты явно дергаешь морковку за листья, чтобы она быстрее росла )
А после того инцидента с объяснениями он начал игрушки собирать быстрее.
***
Тут дело не том, что у него нет сейчас понимания, а чтобы ты сам понимал, что оно вот так есть, а не иначе )))
А а дальше еще и надо будет "переводить ребенка на мужскую половину" - учить свободе, чтобы в подростковом возрасте не огребсти кучу проблем с учетом кредита )))