Любопытные наблюдения в курсе истории экономической мысли человечества и истории развития экономикиВ момент развития теории современного рынка страны находились на грани выживания. И конечно, ученые того времени считали, что чем больше товаров произведешь, тем лучше - а то сейчас народ вона в какой нищете живет. В результате промышленного переворота и научных изысканий объемы производства увеличились в десятки и сотни раз, однако до сих пор страны ищут возможности роста объемов производства.
В период перехода от феодализма к капитализму в странах Западной Европы происходит период церковной реформации - про это писал Макс Вебер. А в период дехристианизации Европы и США (конец 19 века) происходит переход от теории цены как выражения реальной стоимости товара к теории цены как результата взаимодействия спроса и предложения. То есть если в начале 19 века накрутка в 300% воспринималась как попрание экономических законов, то в конце века - как нормальная удача (а то и тонкий расчет умного предпринимателя), при которой некоторые потребители еще и счастливы остаются (см. раздел "Излишек потребителя").
Кстати, в дореволюционной России предприятия старообрядцев были одними из наиболее процветающих и конкурентоспособных. Историки отмечают причины - низкая наценка на произведенные товары (нестяжательство как образ жизни же) и высокая производительность труда.
Промышленный переворот в Англии происходит в конце 18 века. Первый внутренний кризис капиталистической экономики (то есть вызванный не войной на своей территории, эпидемией или стихийными бедствиями) происходит в начале 19 века и тоже в Англии. Последующие кризисы вплоть до конца Второй мировой войны тоже начинались в Англии. А после ВМВ - в США - стране, которая на тот момент была наиболее развита в плане промышленности. Впрочем, рынок финансовых инструментов, появившийся в 17-18 веках для формирования капитала, в первой четверти ХХ века начинает превращаться в рынок финансовых спекуляций, и как следствие, все больше кризисов начинается не в секторе промышленности, а в финансовом секторе.
Идея предпринимателя как самостоятельного субъекта действий всерьез не поднимается до Карла Маркса. Маркс в "Капитале" выводит фигуру предпринимателя как беспощадного и жестокого эксплуататора, попирающего устои общества. Вскоре после этого выходит книга Маршалла, которая описывает предпринимателя как ресурс, необходимый для производства товаров.
При этом рынок труда, земли и капитала в ЭТ изучается широко, а предпринимательство - единственный ресурс, который не рассматривается как рыночное благо. Очевидно, что Маршалл ввел четвертый ресурс для обеления фигуры предпринимателя в экономическом процессе. После Маршалла теорию предпринимательства и прибыли поднимали в своих трудах маститые экономисты - Хайек, Мизес, Шумпетер - но они скорее искали в чем отличие предпринимательства от труда, а прибыли от заработной платы. "Рынок предпринимательской способности" не рассматривается в теории по сей день, хотя рынок пятого ресурса, появившегося на сто лет позже - информации - уже начинает затрагиваться в статьях.
В 1670-м году Мольер мишет "Мещанина во дворянстве", пьесу, высмеивающую попытки мещанина выпендриваться, как аристократ. В 1899-м Веблен пишет книгу "Теория праздного класса", в которой говорит о негативных эффектах "потребления напоказ". Однако с последней четверти ХХ века рынок активно начинает работать именно на показное потребление, так как именно в этом направлении продаются товары роскоши с наибольшей наценкой. При этом действие стандартных экономических законов ломается, так как в экономической теории поведение человека по определению рационально и лишено эмоций, ощущения неполноценности и чувства зависти.Откуда же в капиталистической экономике возьмутся кризисы, даже странно)