10:25 

Нравственность и религия

Доменейо
Человек, опередивший свое время. Дня на два. (с) ВВ
Прочитал здесь мысль о нравственности и религии.

Прочитал и захотел добавить.

Нравственность - это прекрасно. Но с нравственностью без религии есть одна проблемка - это проблема установления норм.

Ведь нравственное поведение, по большому счету, это соблюдение определенных норм поведения. А любые нормы должны быть кем-то установлены.

С нормами нравственности в религии все просто. Православие установило понятие греха и комментарии к тому, что считать грехом, примерно 1700-1800 лет назад и с этим живет.

А вот если эти нормы устанавливает не религия, то все становится веселее. Потому что общество и государство изменяются достаточно интенсивно. Изменяются общественные отношения. И в результате активно изменяются нормы поведения.

Вот, к примеру, офицеры царской армии считали нравственным служение царю и Отечеству. Но пришли большевики и стали властью Отечества, а царь отрекся. Смена этической нормы, причем внезапная. Какое поведение теперь считать нравственным? Продолжать служить царю и Отечеству? Или только Отечеству, раз царя нет? Или только царю, раз уже нет того Отечества? Три пути, и все три - нравственны? Нет, братцы, так не бывает)

А еще государство пытается внедрить те нормы, которые считает хорошими, даже если общество этими нормами руководствоваться не хочет. Нравственен ли поступок Павлика Морозова? Он против семьи, поэтому не нравственен, но соответствует требованиям новой власти, поэтому нравственен. То есть нравственен и безнравственен одновременно.

Или вот отношение к геям. С одной стороны, быть геем безнравственно, потому что это не соответствует общественным нормам. Вы помните, что 20 лет назад геи сидели в психушках? Что 10 лет назад гомосексуализм числился психическим заболеванием в классификаторе ВОЗ? А теперь они почти равноправные члены общества. Так какое отношение к геям будет правильным?

И в результате мы приходим к забавному выводу. Быть нравственным без религии можно, но только в рамках некоей социальной группы. Потому что нормы будут меняться, и меняться очень часто.

По большому счету, нравственность религиозная тоже подпадает под мое определение. "В рамках некоей социальной группы". Так чем же она лучше светской нравственности?

Я вижу два таких момента:
1. Нормы религиозной нравственности держатся тысячелетиями и не зависят от прихотей властителей. Как считались 2000 лет назад грешными проституция и игрозависимость, как считались не-нравственными бездумное обогащение и кутежи, так и считаются сегодня, так и будут считаться через 2000 лет.
2. Нормы религиозной нравственности имеют мощную поддержку. Переспал муж с левой теткой или проститутку вызвал - ну и что? Да все так делают, просто не всех ловят. Не пойман на горячем - и вовсе клево. Можно выглядеть нравственным, не будучи таковым. Можно допустить проступок и не париться по этому поводу. И как следствие, единственный стимул соблюдать нравственность - личные тараканы в голове. А христианская нравственность говорит - да плевать, как ты выглядишь перед людьми, знают ли они о твоих грешках, исповедуешься ли ты в них. Просто ты становишься мерзостью перед Богом, и заэто будешь наказан соразмерно. В жизни или на страшном суде.

Ага, счас меня начнут пинать на тему: "вот, вы, христиане, не нравственные, а просто боитесь". Расслабьтесь, ребята. Особенная тонкость в том, что христианская нравственность состоит еще и в том, что она имеет два контура обеспечения. Помимо страшилок про страшный суд и сжигание Содома с Гоморрой (это первый контур), есть еще и второй) Помните, несколькими строчками выше мы говорили, что единственный стимул нравственности без религии - это тараканы в голове? Кому-то в детстве говорили, что красть нехорошо. Кто-то после десяти лет грабежей стал богачом и теперь пытается выглядеть респектабельным). Так вот, у православных главный контур поддержки нравственности - это похожие тараканы в голове. Которых нам запускают в процессе узнавания христианства. Если кратенько, то отношения Бога с верующими в нашей религии примерно схожи с отношениями папы с детишками. Папа нас любит, но если мы шкодим и делаем гадости, то он огорчается. Кто общался с детьми, тот меня поймет - нормальный ребенок, любящий родителей, увидев огорченного его поступком папу затихает и грустит. Вот и у нас так же. Нас не пугает ад, нас пугает папина грусть. Потому что это по большому счету одно и то же. И мы стремимся быть нравственными не из страха геенны огненной, а из стремления радовать Отца Небесного.

Но обычно изначальный вопрос о нерелигиозной нравственности предполагает, что человек нравственен с точки зрения религии, но просто не верит в Бога. Меня этот вопрос тоже живо интересовал, и я его для себя решил так.
Во-первых, быть полностью нравственным в христианском понимании, не зная о нормах нравственности христиан проблематично) Но я могу допустить такое редкое стечение обстоятельств, что человек сам пришел к этому или получил информацию от Бога, при этом не признавая или не понимая, откуда это инфо.
Во-вторых, вера в Бога - это не обязательно полное воцерковление человека, соблюдение ритуалов. Если человек понимает, что в мире есть некая высшая сила, которая очень нас любит, то это уже вера. А человек нравственный обычно о существовании такой штуки обычно догадывается.
В-третьих, речь идет не обязательно о пожизненной вере. Нет "ветеранов православия", которые автоматом попадают в Царствие, нет лузеров, которые так и не узнали про Иисуса, и потому гарантированно идут лесом в ад. Вспомним, что разбойник, распятый вместе с Иисусом, уверовал - и потому попал в рай. Вспомним, что Бог будет судить мертвых - то есть все умершие будут определяться в ад или в рай. То есть если человек уверует в Христа даже перед смертью или после смерти, до божественного суда, то он таки имеет шансы попасть в рай. И праведный человек, на своем опыте ощутивший сущность Бога (которая - любовь), скорее всего, уверует - просто потому, что предрасположен к этому. И потому будет спасен)

@темы: Я

URL
Комментарии
2014-10-04 в 00:07 

ВеДуния
Как у ведьмы четыре крыла, платье до пола, ой, до пола.
Ой, любимая моя тема, боюсь, понапишу вам тут лишнего, но не могу удержаться, чтобы не встрять. Мне с детства прививали христианскую картину мира, и чтобы стать еще более хорошей девочкой, и уж точно в рай попасть, я стала читать Библию и Евангелие. Первая глава, та что о сотворении мира еще так-сяк смахивала на научную фантастику, но чем дальше я углублялась, тем сильнее становилось мое недоумение. Почему-то на все лады расхваливались и считались праведными именно те библейские персонажи, которые поступали с моей точки зрения безнравственно. Кто-то смухлевал с первородством, кто-то с овцами схитрил, кто-то подсунул жену фараону, кто-то был готово заколоть единственное чадо. На каждом шагу инцест, многоженство, убийства и геноцид мирного населения. Ну ладно, допустим, Ветхий Завет Иисус Иосифович своим появлением отменил, тогда зачем его печатают? Непоняааатно.... Так и в Евангелии тоже много чего непонятного, и с моей точки зрения 13-ти летней тогда девочки непорядочного. Это сейчас у меня есть интерент и возможность ознакомиться со всеми религиями мира, с историей их возникновения, начиная с тотемизма и шаманизма и заканчивая современными сектами, я начинаю понимать, что такие понятия как Вера и Религия - это вообще разные вещи. Вера - это что-то глубинное, народное, идущий из глубины веков уклад жизни, замешанный на культуре, это совокупность народных обычаев, обрядов, неписаных законов. Поэтому у Веры нет Писания, нет книги с бумажными листами, потому что проистекает народная Вера из такой глухой древности, когда и книг то не изобрели, а возможно и писменности тоже. А вот Религия, это более позднее наслоение поверх изначальной культуры из различных Учений. Учение обычно имет автора, пророка. Или группу авторов. Чтобы сохранить ценные мысли автора наподольше, нужно эти мысли записать. Но все равно Писания хрупки, их легко уничтожить (как это случилось с Авестой), извратить ( как Павлианство через 200 лет после Христа символ рыбки почему-то поменяло на пыточный крест), или просто вовсе понять неправильно (тут уж примеров масса, одна инквизиция чего стоит). И вот еще, всегда мне было любопытно, почему у католиков больше почитается Рождество, а у православных Пасха. Теперь понятно. Они 300 лет кряду чествовали рождение Митры 25-го декабря в составе Римской империи, а до этого приветствовали рождение нового солнца, а славяне восточной европы приветствовали Младого Коляду. Это не проходит бесследно, откладывает на генном уровне. Поверх кельтских верований наслоился римский пантеон, потом догматы Ватикана, слегка приправленные катарскими ересями - так и родился современный Католицизм, который продолжил давать ветви в виде протестантизма. Религии, учения - это тоже постоянно меняющаяся идеология, которую подстраивают под изменчивую геополитическую обстановку. Вчера мы творили перуницу двумя перстами, сегодня теми же двумя перстами крест кладем, а завтра крест класть будем щепотью. Есть несогласные? Пройдемте на кол. Видимо, в своем время это было очень сильно принцииально. А сейчас уже никто не помнит, почему. А все потому же - борьба кланов и группировок за власть над душами.
Можно быть вполне себе нравственным человеком и без вякой религии. Мой дед, фронтовик и комунист, герой труда и просто хороший семьянин обходился безо всякой религии. Хотя, бытует мнение, что коммунизм это тоже религия. Такая, что выставляет героями Павликов Морозовых. Дед мой с удовольствием уплетал пасхальные куличи, одаривал конфетами колядующих, дружил с мусульманами, матерился и недолюбливал попов. В аду он уже побывал и бояться ему было нечего, а в чертей он не верил, так как не пил и ни одного не видел. Он просто повторял тот уклад жизни, что усвоил от своего отца, а тот от своего, и так далее: семья, честный труд, достаток в доме и чтобы перед людьми не стыдно, и со своей совестью в ладу. Вот это и есть Вера, это доверие своим предкам, их путям и дорогам, их наставлениям и их памяти. У кого это есть, тому и Учения не нужны. А у кого нет, тому и никакие пророки не помогут.
Кстати, отличное сравнение про доброго Папу-Бога. Это значит вы чувствуете нутром разницу между Верой и религией. Надеюсь, я нигде не задела ваши религиозные чувства. Извините, если что, я старалась изъясняться аккуратнее.

2014-10-04 в 20:38 

Доменейо
Человек, опередивший свое время. Дня на два. (с) ВВ
ВеДуния, я с Вами таки не соглашусь во многих аспектах, а где-то таки соглашусь)

много букв в ответ

И да, у Вас чудно получилось быть аккуратной. Дай-то Бог, чтобы все дискуссии на тему религии были столь же корректны)

URL
2014-10-05 в 01:41 

ВеДуния
Как у ведьмы четыре крыла, платье до пола, ой, до пола.
тоже много букв

2014-10-05 в 20:58 

Доменейо
Человек, опередивший свое время. Дня на два. (с) ВВ
ВеДуния,
традиционно многабукв)

URL
2014-10-06 в 01:03 

ВеДуния
Как у ведьмы четыре крыла, платье до пола, ой, до пола.
опять не вышло букв поменьше :)

   

Записки бродячего наставника

главная